Если верить трактату «Хуайнаньцзы», то в те времена, когда еще отсутствовала и
земля и небо, а существовали лишь бесформенные образы. Которые скитались в темноте,
из всего хаоса возникло два божества. Стоит отметить, что представление о хаосе
и тогдашнем мраке нашло свое отражение в термине «кайпи», которое буквально переводится
как отделение или начало мира, которое воспринималось как отделение земли и неба.
Стоит отметить, что имеются и так называемые «Хронологические записи о 3 и
5 правителях», в которых имеются сведения о том, что земля и небо пребывали
некоторое время в хаосе. То, что творилось в то время, можно было сравнить с
содержимым куриного яйца. Отделение земли от неба происходило по мере роста
Паньгу, в которым как правило связывается происхождение природных явлений. Со
вздохом Паньгу рождается дождь и ветер, с его выдохом появляется гроза и молния,
если он открывает глаза, то наступает день, когда он их закрывает, соответственно
миром властвует ночь.
Когда умирает Паньгу, его голова, локти и колени превращаются в священные вершины.
Волосы на теле Паньгу превращаются в деревья и травы, а паразиты обретают облик
людей. Стоит отметить, что данный миф свидетельствует об уподоблении тела человека
космосу, а также о единстве микрокосмоса и макрокосмоса.
Стоит отметить, что более архаичным по своей природе является целый цикл мифов
о прародительнице Нюйва. Нюйва имела облик получеловека-полузмеи. Именно эта
богиня считалась создательницей людей и всех вещей на планете.
Стоит отметить, что в соответствии с одним из мифов, она всех людей вылепила
из глины и лесса. Немного поздние варианты мифов связывают с этой богиней брачный
ритуал. В таком случае, если Паньгу не занимался творением мира, но сам развивался
наряду с отделением неба от земли, то Нюйва представлена нам своего рода демиургом.
Она занимается починкой обвалившегося небосвода, лишает ног гигантскую черепаху,
которыми подпирает четыре угла небосвода. То есть расставляет все «на круги
своя».